Четверг, 18.04.2024, 06:19
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя Тихоновой Светланы Петровны

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 7
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Система физминуток

Система физкультминуток на уроках. 

        

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ СНЯТИЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ

 

  1. Соединить ладони перед собой и давить одной рукой на другую.
  2. Сцепить кисти пальцами, одна ладонь направлена вниз, другая вверх. Затем с силой потянуть руки в противоположные стороны.
  3. Ухватиться руками за сиденье стула, сильно потянуть его к себе, спину держать прямо.
  4. Сцепить пальцы за головой и давить ладонями на затылок, не меняя положения головы.

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ПАМЯТИ

 

Складывают большой и указательный пальцы концами вместе, с усилием, прижимая, их друг к другу, в наружную сторону. То же упражнение делают также для большого и среднего, большого и безымянного пальцев, большого пальца и мизинца (для каждой руки 20 раз). Затем кончиком большого пальца сильно надавливают на основание каждого пальца (для каждой руки 20 раз).

 

Очищающее дыхание

Данное упражнение укрепляет нервную и дыхательную системы:

  • сделать медленный полный вдох;
  • задержать дыхание;
  • сложить губы трубочкой, как будто вы приготовились свистеть;
  • выдыхать короткими сильными толчками весь воздух, который есть в легких;
  • при необходимости сделать следующий вдох, не пересиливая себя.

 

Дыхание «оживляющее нервы»

  • исходное положение: стоя, руки вытянуты вперед;
  • сделайте полный вдох;
  • задержите дыхание;
  • сожмите руки в кулаки;
  • быстро отведите руки до предела назад и верните в исходное положение;
  • повторяйте движение, пока хватит воздуха;
  • с силой выдохните через рот, опуская руки;
  • выполните очищающее дыхание.

 

Упражнение «Бодрость» (из йоги):

· встать прямо;

· руки в стороны, на уровне плеч;

· медленно вдохнуть, задержать дыхание;

· делать мелкие круговые движения руками в одну, затем в другую сторону, пока хватает дыхания;

· опустить расслабленные руки, медленно выдыхая.

 

 

СОХРАНЕНИЕ ДУШЕВНОГО СПОКОЙСТВИЯ

 

Сжимают пальцы в кулак с загнутым большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие , делают вдох. Повторить 5 раз. Закрытые глаза удваивают эффект

 

УСТРАНЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ

Упражнение 1.

Перекатывание ручки на ладонях.

Упражнение 2

Слегка массируют кончик мизинца.

 

СНИЖЕНИЕ НЕРВНОЙ УСТАЛОСТИ

 Упражнение 1.

Точка воздействия на мизинце. тщательно массируют оба мизинца.

Упражнение 2

Руки над головой, сцеплены кончиками пальцев, и потягивают их попеременно в правую и левую стороны. при этом наклоняют тело в ту или другую сторону. Притягивают руки в ту и другую стороны в течении 5 сек. А наклоны тела в обе стороны по 3 раза

2 — И.п, — выдох и обратно

УПРАЖНЕНИЕ ДЫХАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННОЕ «ГОРЯЧАЯ МОНЕТКА»

Аналогично упр. 1 рисовать одновременно правой рукой треу­гольник, левой квадрат (круг и треугольник) и т.д.

УПРАЖНЕНИЕ ДЫХАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННОЕ «ПЕВЕЦ»

Глубокий вдох. Руки при этом медленно поднять через стороны вверх (4-6 сек.)

Задержка дыхания на вдохе (2-3 сек.)

Выдох с открытым сильным звуком А-А-А. Руки медленно опус­тить через стороны вниз (4-6 сек.)

Глубокий вдох. Руки поднять через стороны до уровня плеч (4-6 сек.)

Задержка дыхания (2-3 сек.)

Выдох с сильным звуком О-О-О, руками обнять плечи, голову опустить на грудь.

УПРАЖНЕНИЕ ПА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ «КУЛАК-ЛАДОНЬ»

а) Левую руку согнуть в локте, пальцы сжать в кулак, правую руку выпрямить на уровне плеча, ладонь раскрыть, пальцы развести

силой. Затем левую руку выпрямить, ладонь раскрыть, пальцы с силой развести, правую согнуть в локте и сжать кулак ( 6-8 раз).

б) Левую руку согнугь в локте, ладонь раскрыть, пальцы развес­ти с силой, правую выпрямить на уровне плеча, кулак сжать и т.д. (6 — 8 раз).

УПРАЖНЕНИЕ «СОВА»

а)  Сжать правой рукой левое плечо. Голову повернуть влево, посмотреть назад через плечо. С силой развести плечи. Глубокий вдох, задержка дыхания, выдох. Посмотреть назад через правое плечо. Снова с силой развести плечи. Глубокий вдох, задержка дыхания, выдох.

б) Опустить руки, уронить голову на грудь. Вдох, выдох.

в) Повторить, держа левой рукой правое плечо.

УПРАЖНЕНИЕ ДЫХАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННОЕ "ГОРЯЧАЯ МОНЕТКА»

Глубокий вдох. Во время вдоха медленно поднять прямые руки до уровня груди ладонями вперед (4 — 6 сек.).

Задержать дыхание, сконцентрировать внимание на середине ла­доней (ощущение «горячей монетки» в центре ладони) (2-3 сек.)

Медленный выход. Выдыхая, рисовать перед собой обеими руками одновременно квадраты с разных точек (4-6 сек.).

Упражнение выполняется 3 раза.

Гриб под елью»: Нарисовать обеими руками одновременно по образцу «Гриб под елью».; Солнце и облако нарисовать, закрыв глаза.

«Вырастем большими» — руки в стороны вверх, подняться на носки, подтянуться, через стороны руки вниз, опуститься на всю ступню.

Выдохнуть, задержать дыхание и в это время вращать глазами, стараясь увидеть самые дальние точки.

«Перекаты» на всей ступне, вначале с левой, а затем с правой ноги.

Массаж точки в центре лба.

«Цветок» — руки в замке за головой, опустить голову на грудь, затем медленно раскрываться навстречу солнышку, слегка прогнуться назад и вновь «закрыться».

«Кружочки для памяти» — нажимать большими пальцами на все пальцы рук.

«Пальма» — не отрывая пяток от пола потянуть руки — «ветки» вверх, покачать на ветру, опустить. Тянуться с усилием.

Посмотреть вдаль — спокойный вдох, на выдохе посмотреть на кончик носа, задержать дыхание. Затем резервный выдох и на вдохе опять смотрим вдаль.

«Хлопушки» — прогнуться назад, хлопок над головой, присесть — хлопок перед собой.

Хорошенько растереть лоб.

 

 

Упражнения включаемые в физминутки для младших школьников

КОСАРИ

И.п. — ноги на ширине плеч.

Дети делают движения прямыми руками влево и вправо с поворотами туловища.

Тишина стоит вокруг,

 Вышли косари на луг.

Взмах косой туда-сюда,

Делай раз и делай два.

 

ВАНЬКА-ВСТАНЬКА                 

 Дети выполняют движения по тексту.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз сюда, два туда,

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два — привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели - встали, сели - встали,

Ванькой- встанькой словно стали.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 Дети выполняют движения по тексту  

Отдых наш - физкультминутка,

Занимай свои места:

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз и два, раз и два!

И под ноги не смотрите,

Раз и два, раз и два!

Руки дружно разведите

И на пояс опустите.

Шаг на месте - раз, два, три!

Плечи шире разверни.

Проведем одну игру.

Все присядем, скажем: «У!»

Быстро встанем, скажем: «А!»

Нам пора уж за дела.                                  

ЛЕБЕДИ

Дети выполняют движения по тексту.

Лебеди летят.

Крыльями машут,

 Прогнулись над водой,

Качают головой,

 Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на воду садятся.

СЧИТАЛОЧКА 2

Дети выполняют движения по тексту.

Мы считали и устали.

Дружно все мы тихо встали.

 Ручками похлопали,

Ножками потопали.

Встали-сели, встали-сели

 И друг друга не задели.

 Мы немножко отдохнем

И опять считать начнем.

 

ЗАЙКА

Скок — поскок, скок — поскок,

Зайка прыгнул на пенек,                 Прыжки на двух ногах, затем высокий прыжок и присесть.

Зайке холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.                 Потереть руки в положении сидя.

Лапки вверх, лапки вниз —

 На носочках повернись.                 Встать, руки вверх, вниз, поворот.

Лапки ставим на бочок —

На носочках скок — поскок.          Руки на поясе, прыжки на носках.

А потом вприпрыжку

Скачем с кочерыжкой.                    Прыжки вокруг своего ряда, руки вместе перед грудью.

МАЛЫШИ

Малыши, малыши,

Дружные ребятки.

Вышли на зарядку.

Вот так, вот так, Вышли на зарядку.         Ходьба на месте.

Раз — два — три, раз — два — три!

Ноги поднимайте.

Раз — два — три, раз — два — три!

Веселей шагайте.

 Вот так, вот так, Веселей шагайте!

Раз - два — три, раз — два — три!

 Потянитесь дружно.

 Раз — два — три, раз — два — три!

Потянитесь дружно.

Вот так, вот так, Потянитесь дружно.       Подняться на носках, руки поднять вверх.

Повернулись, наклонились.

Раз — два — три, раз — два — три!

Вот так, вот так. Повернулись, наклонились.

Сели и привстали, сели и привстали.

Раз — два — три, раз - два — три!

Крепче ноги стали.

Вот так, вот так. Крепче ноги стали.

Раз — два — три, раз — два — три!

Сделали зарядку.

 

 

Динамические упражнения

 

НЕЗНАЙКА

И.п. — стоя, руки вдоль туловища.

Поднимание и опускание плеч одновременно или поочередно.

Повторить 16—24 раза.

ПЛОВЕЦ

И.п. — стоя, одна рука поднята вверх.

Имитация движений пловца как вперед, так и назад.

Повторить 16—24 раза.

БУРАТИНО

И.п. — стоя, руки в стороны, предплечья вниз. Качание предплечий вправо — влево. Повторить 12—24 раза.

ЛЫЖНИК

И п. - стоя, руки согнуты в локтях.

Имитация работы рук лыжника.

БОКС

И.п. - руки вытянуты вперед, кулаки сжаты.

Имитация движений боксера.

Повторить 8—16 раз.

НОЖНИЦЫ

И.п. - стоя, руки вытянуты вперед.

Движения руками, имитирующие работу ножниц.

Повторить 12—16 раз.

ТРУБОЧИСТ

И.п. -ноги шире плеч, руки на поясе, горизонтальный наклон вперед.

Поочередное активное разгибание рук с касанием пола. Повторить 8—12 раз.

 

Примерный комплекс упражнений-физкультминуток для учащихся 

(Разработан в Научном центре здоровья детей РАМН и рекомендован для проведения учителями на уроках.)

 

Физкультминутка  (ФМ)  для улучшения мозгового кро­вообращения

1.  Исходное положение (и.п.) — сидя на стуле. .1 — голову на­клонить вправо; 2 — и.п.;

 3 — голову наклонить влево; 4 — и.п.;5  — голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 — и.п. Повто­рить 3-4 раза. Темп медленный.

2.  И.п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо; 2 -и.п.; 3 — поворот головы налево; 4 — и.п. Повторить 4-5 раз. Темп медленный.

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук

1.  И.п. — стоя, руки на поясе. 1 — правую руку вперед, левую вверх; 2 — переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Затем повторить еще 3-4 раза. Темп средний.

2. И.п. — стоя или сидя, кисти тыльной стороной па поясе. 1-2 свести локти вперед, голову наклонить вперед; 3-4 — локти назад, прогнуться. Повторить 5-6 раз, затем руки вниз и потрясти ими расслабленно. Темп медленный.

3.  И.п. — сидя, руки вверх. 1 — сжать кисти в кулак; 2 — разжать кисти. Повторить   6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

ФМ для снятия напряжения с мышц туловища

1.  И.п. — стойка, ноги врозь, руки за голову. 1-5 — круговые движения тазом в одну сторону; 4-6 — то же в другую сторону; 7-8 -  руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 -6 раз. Темп средний.

2.  И.п. — стойка ноги врозь. 1-2 — наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, согнутая, вдоль тела вверх.  3-4 — и.п.; 5-8 — то же в другую сторону. Повторить 5-6 раз. Темп средний.

ФМ для младших школьников на уроках с элементами письма

1.  Упражнения для улучшения мозгового кровообращения

 И.п. — сидя, руки на поясе, 1 — поворот головы направо; 2

3 — поворот головы налево; 4 — и.п.; 5 — голову наклонить вперед

6  — и.п. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2.  Упражнения для снятия утомления с мелких мышц 

И.п. — сидя, руки подняты вверх. 1 — сжать кисти в кулак; 2 разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить и потрясти кистями. Темп средний.

3.  Упражнения для снятия утомления с мышц туловища.

 И.п.- стойка, ноги врозь, руки на поясе. 1-повернуть туловище направо; 2 — поповернуть влево.  Во время поворота ноги остаются не­подвижными . Повторить 4-6 раз. Темп средний.

4.   Упражнение для мобилизации внимания. И.п. — стоя, руки вдоль туловища. 1-     правую руку на пояс; 2 — левую руку на пояс; 3 —правую руку на плечо, 4- левую руку на плечо; 5—правую руку вверх;6 -   левую руку вверх; 7-8 — хлопки руками над головой; 9 — опустить левую руку на плечо; 10 — правую руку на плечо; 11 — левую руку на пояс; 12 — правую руку на пояс; 13-14 — хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп — 1 раз медленный; 2-3 раза — средний; 3- 4 — быстрый.

Корригирующие упражнения для нормализации осанки

1.  Стоя, пятки вместе, носки врозь, плечи отведены, лопатки со­единить, живот подтянуть, подбородок приподнять.

2.  Ходьба обычная, следя за осанкой.

3.  Ходьба на носках, руки за головой.

4.  Ходьба на пятках, руки на поясе.

5.  Ходьба на наружном крае стопы, пальцы ног поджаты, руки на поясе, локти отведены назад.

Упражнения стол

1.  Поднять руки вверх, отводя ногу назад, сделать вдох; вернуться в исходное положение (основная стойка — выдох). То же самое — дру­гой ногой.

2. И.п. Ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-2 — развести локти в стороны, сводя  лопатки — вдох; 3-4 — исходное положение — выдох.

3.  Приседание с прямой спиной на носках (на пятки не опускать­ся). Колени развести в стороны, руки вперед или в стороны на счет 1-2, на 3-4 медленно вернуться в и.п.

4.  И.п. Ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Вращение в плечевых суставах назад.

5.  И.и. Ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Наклон корпуса вперед с прямой Спиной.

6.  «Мельница». Соединять кисти рук за спиной (сверху то правая, ТО левая рука).

7. И.п. Ноги па ширине плеч, руки в стороны. Вращение рук назад.

8. Поднимание прямых рук через стороны вверх — вдох. Возвраще­ние1 в  и.п. — выдох.

9.  И.п. Ноги на ширине плеч, руки за спиной. Боковые наклоны корпуса в сторону на выдохе.

10. Ходьба по скамейке, стоящей на полу, или по рейке перевернутой скамейки. Руки в стороны, на голове мешочек с песком (вес разли­чен, в зависимости от возраста и тренированности).

Упражнения для снятия утомлении. восстанавливающие силы

Эти упражнения просты и эффективны, для их выполнения не требуется специального оборудования, поэтому их можно выполнять в классе, в программе физкультминутки.

Упражнение для глаз. Причиной головных болей часто является переутомление или   непривычная нагрузка на глаза. Это упражнение очень просто. Оно предназначено для выработки привычки делать упражнения для глаз регулярно.

Широко открыть глаза. Посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на одну секунду. Затем перевести глаза до предела вправо,  зафиксировав это положение на секунду. Далее глаза до предела вниз зафиксировав на секунду, а затем до упора влево, также зафиксировав на секунду. Глаза держать широко открытыми. Выполнить упражнение 10 раз в направлении часовой стрелки и столько же раз — против часовой стрелки.

После выполнения упражнения школьникам полезно напомнить,  что для сохранил зрения очень важно, чтобы рабочее место было хорошо и правильно освещено. Следует избегать слепящего света. Полезно по нескольку раз в час на несколько секунд прекратить работу и дать глазам отдых, т.е. закрыть их ладонями так, чтобы они отдохнули полной темноте.

Упражнение на корточках. Облегчает работу сердца, снижает кровяное давление. Выполняется просто: свободно сесть на корточки (ступня полностью на полу), максимально расслабиться, держа на весу го лову и руки. Посидеть в этой позе одну минуту.

Упражнения для снятия утомления (предложены И.А. Васильевой). Помогают быстро восстановить силы после тяжелой нагрузки.  Их следует выполнять при первых признаках усталости.

1. Сложить ладони перед грудью, пальцами вверх, не дышать, сдавить изо всех сил основания ладоней. Напряжены мускулы плеч и грудь. Втянуть живот и подняться вверх, как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна. Всего 10-15 сек — и стало жарко. Повторить 3 раза.

2.  Сложить руки в замок, обхватить ими затылок, направить лок­ти вперед. Потянуть голову к локтям, не сопротивляться, растягивать шейный отдел позвоночника. Тянуть ровно — так, чтобы было прият­но, 10-15 сек.

3.  Растереть ладонями уши — вначале только мочки, а затем все ухо целиком: вверх — вниз, вперед — назад. При этом поцокать язы­ком, как лошадка, 15-20 сек.

4.  «Ворона». Произносить «Ка-аа-аа-аар!», при этом стараясь поднять как можно выше мягкое нёбо и маленький язычок (6 раз), Затем попробовать сделать это беззвучно,   с закрытым ртом.

5.  «Колечко». С усилием направляя кончик языка назад по вер­хнему нёбу, постараться дотронуться языком до маленького языч­ка. Попробовать сделать это беззвучно, с закрытым ртом. Легче, быстрее, еще быстрее! 10-15 сек.

6.  «Лев». Дотянуться языком до подбородка. Еще дальше! По­вторить 6 раз.

 

 

Система физкультминуток на уроках

♦ ОТКРЫТЬ ФАЙЛ 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
logotype
94195_83104

Сайт учителя физической культуры © 2024
uCoz